Синхронный компенсатор
Синхронная машина, подключенная к сети большой мощности, обладает способностью регулировать реактивную составляющую тока за счет изменения тока возбуждения. Из упрощенного
уравнения синхронного генератора следует, что ток статора равен
. Для сети большой мощности
. При отсутствии механической нагрузки на валу машины угол нагрузки
будет равен нулю и векторы ЭДС потока ротора
и напряжения статора
будут совпадать по направлению. Если установить в обмотке возбуждения такой ток, при котором
, то ток статора
будет равен нулю (рис. 1(а)). Увеличение тока возбуждения вызовет увеличение ЭДС
и разность между ней и напряжением сети компенсируется падением напряжения
, при этом машина будет отдавать в сеть чисто индуктивный ток (рис. 1 (б)). Снижение тока возбуждения изменит картину на противоположную и ток отдаваемый в сеть будет емкостным. Таким образом, при отсутствии механической нагрузки изменение тока возбуждения будет приводить к возникновению чисто реактивного тока статора. В случае
машина называется перевозбужденной, а при
- недовозбужденной. Перевозбужденная машина по отношению к сети эквивалентна емкости, а недовозбужденная – индуктивности.
Синхронная машина, не имеющая механической нагрузки и загруженная в основном реактивным током, называется синхронным компенсатором.
Если построить зависимость тока статора от тока возбуждения синхронной машины при постоянном напряжении сети
и постоянной мощности на валу
, то они будут иметь вид, показанный на рис.2. По сходству с начертанием соответствующей буквы они называются
U-образными. Минимум тока статора на этих характеристиках соответствует чисто активному или нулевому току. При уменьшении или увеличении тока возбуждения в токе статора появляется реактивная составляющая, увеличивающая суммарный ток. Слева характеристики ограничены линией AB, соответствующей максимальному углу нагрузки
. Увеличение нагрузки на валу (
) вызывает увеличение активной составляющей тока статора и соответствующий подъем характеристики. Левая ветвь характеристики соответствует режиму недовозбуждения, а правая – перевозбуждения. На практике компенсаторы чаще всего работают в режиме перевозбуждения, т.к. промышленная сеть в основном нагружена асинхронными двигателями обладающими относительно низким коэффициентом мощности и создающими дефицит реактивной мощности.
Несмотря на то, что любая синхронная машина может работать в качестве компенсатора, они изготавливаются как специализированный тип машины. Это связано с тем, что они загружены в основном реактивным током, поэтому можно облегчить конструкцию, уменьшив массу, габариты и стоимость.