Рабочие характеристики и коэффициент мощности
Коэффициент мощности является одним из важнейших энергетических показателей асинхронного двигателя, т.к. он определяет эффективность использования источников электрической энергии и сетей. Чем выше , тем лучше работает сеть, тем меньше в ней потери электрической энергии. Это особенно важно для асинхронных машин т.к. они являются основными потребителями и от правильной их эксплуатации зависит эффективность работы всей сети.
Коэффициент мощности асинхронных двигателей сильно зависит от нагрузки. В режиме холостого хода ток статора в основном реактивный. По мере увеличения нагрузки на валу растет активная составляющая тока за счет увеличения механической мощности, а реактивная составляющая остается приблизительно постоянной, т.к. постоянным остается основной магнитный поток. При дальнейшем росте нагрузки выше номинальной возрастают потоки рассеяния и реактивная составляющая тока, снижая . Типичная зависимость коэффициента мощности от нагрузки приведена на рисунке, где - коэффициент нагрузки. Таким образом, для эффективного использования двигателя он должен работать с нагрузкой близкой к номинальной. При этом его коэффициент мощности составляет 0,8-0,9. Крайне низкий у слабо загруженных машин, поэтому двигатель и режим его работы следует выбирать так, чтобы он был достаточно нагружен.
Кривые скорости вращения, момента на валу, КПД и тока статора в функции мощности, отдаваемой двигателем при постоянном напряжении и частоте сети называют рабочими характеристиками машины. Типичные кривые приведены на рисунке.