Лекция 22
СИСТЕМЫ ПОДЧИНЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ
Общие принципы построения систем подчиненного регулирования, их преимущества и недостатки были рассмотрены в лекции 15. Системы подчиненного регулирования скорости содержат внутренний (подчиненный) контур регулирования момента и один или два внешних контура регулирования скорости.
Двухконтурная система с П-регулятором скорости
Структурная схема системы с П-регулятором скорости представлена на рис. 22.1. Структурная схема контура регулирования момента не отличается от рассмотренной в лекции 17 (см. рис. 17.1). ПИ- регулятор момента с коэффициентом передачи Кп1 и временем изодрома Ти представлен на рис.22.1 детализированной структурной схемой. Через
eps1 и eps2 обозначены ошибки соответственно на входах контуров регулирования момента и скорости. П-регулятор скорости имеет коэффициент передачи Кп2, а его выходное напряжение uзад м является задающим для подчиненного контура регулирования момента.Рис.22.1
Математическая модель системы содержит 4 уравнения
T
пр dw0/dt= - w0 +Kпр uуT
э = b w 0 - M- b w1,JS = M- Mc
= eps1
где к известным переменным состояния, характеризующим энергетическую подсистему ЭМС, добавлена выходная координата интегратора ПИ-регулятора скорости y
p1.Для формирования модели к уравнениям состояния следует добавить уравнения связей, по существу формирующие из задающего воздействия и координат состояния управляющее воздействие Uу на входе управляемого преобразователя (или на входе энергетической подсистемы). Как видно последнее связано с ошибками
e2 (на входе регулятора скорости) и e1 (на входе регулятора тока)e
2= uзад - Кww1e
1= e2Кп2 - Км Мu
у=e1Кп1 +(Кп1/Ти1)yp1Исключая переменные (в виде ошибок) из уравнений связи (последовательно, начиная с первого), получим
u
у= Кп1 Кп2 uзад - Кп1 Кп2 Кww1 - Кп1 Км М +(Кп1/Ти1)yp1
Оптимизация контуров регулирования
Внутренний (подчиненный ) контур регулирования момента имеет унифицированную структуру (рис.22.2).
Рис.22.2
Контур настраивается на технический оптимум. Покольку обычно Тэ
>> Тпр и, кроме того, инерционность преобразователя по условию компенсировать нельзя и не имеет смысла, то примем постоянную времени преобразователя в качестве малой некомпенсированной постоянной (Тпр=Тm1) и выберем время изодрома регулятора из условия компенсации постоянной времени Тэ. Тогда передаточная функция разомкнутого внутреннего контура примет вид.
Оптимизируя контур, найдем
2T
пр = Тэ/ Кпр Кп1 Кмb ® Кп 1=Тэ / 2Кпрb Tпр КмПередаточная функция замкнутого контура регулирования момента примет вид
,
или после известного упрощения
.
Тогда расчетная структурная схема контура регулирования скорости примет вид
Рис. 22.3
или
Рис. 22.4
где
eps*2=eps2/ KwПередаточная функция разомкнутого контура
Wp(p)=
w1(p)/ eps*2(p)= .Настраивая контур на технический оптимум, примем в качестве малой некомпенсированной постоянной времени величину 2Тпр =Т
m2=2Тm1. Коэффициент передачи П-регулятора скорости получим из условия2Т
m2= КмТмb / Кп2КwСледовательно, Кп2 = КмТм
b / Кw 4ТпрСтатические и динамические характеристики контура с такими настройками относительно задающего (управляющего) воздействия соответствуют характеристикам стандартной системы, настроенной на технический оптимум. Передаточная функция замкнутого контура по заданию имеет вид
,
или
При этом
а) контур не имеет статической ошибки, пропорциональной сигналу задания (система обладает астатизмом первого порядка по управлению)
б) время переходного процесса по управлению составляет величину
t
п @ 6 Тm2 @ 12 Тm1 @ 12 Тпр ,однозначно определяется величиной постоянной времени управляемого электрического преобразователя и вдвое превышает время переходного процесса в контуре регулирования момента. Последнее является характерным свойством систем подчиненного регулирования: при настройке контуров на технический оптимум: быстродействие внешнего контура вдвое меньше быстродействия подчиненного внутреннего контура.
Рассмотрим далее характеристики контура относительно возму-щающего воздействия (момента нагрузки Мс
)Преобразуя схему известным образом, получим
Рис.22.5
Передаточная функция системы по возмущению после замены замкнутого контура регулирования скорости эквивалентным апериодическим звеном равна
или с учетом выражения для коэффициента передачи П-регулятора оптимизированного контура
Кп2 = КмТм
b / Кw4ТпрНайдем операторное изображение скорости
w1(p), при нулевых начальных условиях и нулевом задающем воздействии представляющем собой ошибку контура Dw(p), обусловленную постоянным моментом статической нагрузкиНаходя установившееся значение ошибки в системе как,
,
установим, что
1. Эта ошибка отлична от нуля при любом ненулевом моменте нагрузки Мс , и следовательно, в пределах зоны пропорциональности УПП механические характеристики определяются выражением
w
1=wзад + Dwусти по форме не отличаются от аналогичных характеристик одноконтурной системы регулирования скорости с П-регулятором.
2. Жесткость механических характеристик замкнутого контура определяется выражением
b
ск = b (Тм/4 Тпр)и при определенном соотношениии параметров (Тм/4Тпр)<1 (т.е. при малых Тм) может быть ниже, чем жесткость характеристик собственно ЭМП (
b).Используя операторное изображение ошибки контура, возникающей при парировании возмущения по моменту и известную формулу разложения, нетрудно установить, что временная зависимость
Dw1(t) имеет видDw
1(t) =Dwуст ().График, соответствующий этой зависимости представлен на рис.22.6.
Рис.22.6
Как видно,
а) процесс парирования -
колебательный с перерегулированием, не превышающем значения 5 %;б) время парирования соответствует стандартному и составляет величину tп
@ 12 Тпр.Стандартная настройка контура регулирования скорости на технический оптимум широко используется на практике в связи с простотой технической реализации и благоприятным в большинстве случаев характером протекания переходных процессов. Однако, как было установлено, точность регулирования при малом моменте инерции нагрузки может быть ниже, чем в разомкнутой системе и не удовлетворять техническим требованиям. В этих случаях в унифицированных структурах прибегают
к увеличению порядка астатизма по отношению к воздействию нагрузки.