Лекция 21

Одноконтурная система с ПИД-регулятором скорости

Анализируя характеристики одноконтурной системы с ПИ-регулятором, можно сделать вывод о том, что уменьшение времени реакции на скачок задающего воздействия и динамических ошибок при парировании скачкообразных возмущений по нагрузке связано с уменьшением некомпенсированной постоянной времени Тm. В рассмотренном выше случае Тm = Тпр + Т2, или при Тm>10Тэ ® Тm @ Тпр + Тэ. Следовательно, постоянную времени Тm можно уменьшить, компенсируя электромагнитную постоянную времени ЭМП Тэ. Компенсацию можно осуществить с использованием ПИД-регулятора в контуре управления. При этом нет ограничения на соотношение постоянных времени Тм и Тэ.

Структурная схема и математическая модель системы

Исходная структурная схема системы представлена на рис.21.1

Рис.21.1

Дополним систему уравнений состояния разомкнутой электромеханической системы

Tпр dw0/dt= Kпр uу - w0

Tэ dM/dt = b (w0-w1) - M,

JS dw1/dt= M- Mc

уравнением замыкания e = uзад - Кww1 и системой уравнений, описывающих ПИД-регулятор. С учетом инерционности, неизбежно появляющейся при реализации ПИД- регулятора, передаточную функцию последнего запишем в виде

WR(p)=Uу(p)/e (p)= ,

где Тv- постоянная времени дополнительного инерционного звена или

WR(p)=Uу(p)/e (p)=

Используя известный нам метод прямого программирования составим структурную схему системы в переменных состояния

Рис.21.2

где yp2 и yp1 - выходные координаты (переменные состояния) интеграторов модели ПИД-регулятора.

Уравнения состояния ПИД-регулятора примут при этом вид

=

= e - (1/Tv)

uу= (Кпv Ти.)yp1+ (Кпv )+ (КпТдv ).

После подстановки e из уравнения замыкания системы, получим

=

= uзад - Кw w 1- (1/Tv)

uу = yp1+ - w 1 + uзад

Подставляя uу в первое уравнение исходной системы , получим математическую модель рассматриваемой одноконтурной системы с ПИД-регулятором в уравнениях состояния

Tпр = - w 0 - w 1 + yp1 ++ w зад

Tэ = b w 0 - M- b w 1,

JS = M- Mc

=

= - Кww1- (1/Tv) + Кw w зад

Видно, что для установившегося режима M= Mc и w1 = wзад

Следовательно, в установившемся режиме при постоянном зада-ющем и возмущающем воздействиях статическая ошибка принципиально равна нулю независимо от параметров звеньев системы и от величины внешнего возмущения Мс, т.е. w1=wзад. Значит механические характе-ристики указанной системы будут иметь тот же вид, что и для рассмотренной выше системы с ПИ-регулятором.

Принимая в качестве вектора состояния вектор Yт = [w0 M w1 yp1 ]

и в качестве вектора управления - вектор Uт=[ wзад Mc ] , запишем полученную систему в стандартной матричной форме

где

A=

B=

 

Оптимизация одноконтурной системы с ПИД-регулятором

После преобразований, как и ранее структурную схему системы изобразим в следующем виде (рис.21.3)

Рис.21.3

Заменим, как и ранее, 2 инерционных звена с малыми (относительно Тэ и Тм) постоянными времени (преобразователь и допол-нительное инерционное звено ПИД-регулятора с постоянной времени Тv) одним эквивалентным звеном с суммарной постоянной времени Тmпр + Тv ,так что

Wр(p)=w1(p)/ wзад(p)=

Последняя соответствует эталонной передаточной функции системы, настроенной на технический оптимум

если

а) время изодрома выбрано из условия компенсации постоянной времени Тм, т.е. Тим, а время предварения равно постоянной времени Тэ, т.е. Тдэ.

б) 2Тm = Ти/ K0 или К0= Тм/2Тm. При этом коэффициент передачи ПИД-регулятора определяется выражением

Кп= Тм/2Тm Кпр Кw

О свойствах синтезированной таким образом системы можно сказать следующее:

1. Статические и переходные характеристики системы по управляющему воздействию соответствуют стандартному контуру, настроенному на технический оптимум, при этом быстродействие системы выше, относительно ранее рассмотренной системы с ПИ-регулятором за счет уменьшения малой некомпенсированной постоянной времени Тm.

2. Как и ранее рассмотренная, данная система обладает астатизмом первого порядка по возмущению.