Лекция 18
РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ В СИСТЕМЕ “УПП-ЭМП”
Технологические режимы многих производственных механизмов на разных этапах работы требуют движения исполнительного органа с различной скоростью. Это обеспечивается либо механическим путем, либо путем электрического регулирования скорости.
Механические способы требуют введения в кинематическую цепь системы коробок передач или других устройств, усложняющих механическую подсистему ЭМС и снижающих ее надежность.
Этого недостатка лишен второй путь- электрическое регулирование скорости с целью поддержания ее на заданном уровне или изменения ее во времени по требуемым законам с заданной точностью. Именно этим путем в современном электроприводе обеспечивается плавное регулирование скорости в диапазоне
w макс/w мин до 100000 . Вопросы организации систем автоматического регулирования скорости и рассматриваются в данном разделе.Требования к системам регулирования скорости
Рассмотрим обобщенную разомкнутую электромеханическую систему с известной структурной схемой
Рис.18.1
Структура описывается системой уравнений состояния
T
пр dw0/dt= Kпр uу - w0Tэ dM/dt = b (w0-w1) - M,
JS dw1/dt= M- Mc
В установившемся режиме, когда все производные равны нулю, запишем систему так
0= K
пр uу - w00= b (w0-w1) - M,
0= M- Mc
Исключая последовательно переменные, получим уравнение семейства механических характеристик в виде
w
1 = Kпр uу - Мс/ bили
w
1 = wх - Dw(M) ,где
wх = Kпр uу - скорость холостого хода , пропорциональная сигналу управления и Dw(M)- отклонение скорости от wх, обусловленное наличием статического момента нагрузки на валу Мс. Семейство механических характеристик представлено на рис.18.2.Рис.18.2
С ростом сигнала управления uу возрастает скорость холостого хода и механическая характеристика смещается вверх по оси скоростей параллельно самой себе (
wх1 < wх2 < wх3).Рост момента нагрузки приводит к отклонению скорости от заданного значения
wх тем в большей степени, чем ниже значение жесткости механической характеристики b. Результирующая скорость падает с ростом момента нагрузки в двигательном режиме работы ЭМП и растет- в генераторном режиме (если таковой обеспечивается схемой электрического преобразователя). Иными словами, при регулировании скорости момент нагрузки оказывается сильным возмущением и с точки зрения регулирования скорости необходимо искать методы, позволяющие повышать модуль статической жесткости b .Однако, бесконечно большое увеличение сигнала управления не приводит к такому же возрастанию скорости
wх , которую мы будем принимать условно за заданное значение скорости в системе регулирования скорости. Причиной является ограничение выходного сигнала электрического преобразователя на уровне w0гр . Следовательно, максимальное значение заданной скорости ограничено на уровне w0гр. Этому значению соответствует предельная механическая характеристикаw
1 = w0 гр -Мс/ b ,выделенная на рис. жирной линией.
Таким образом идеальной системой с позиции регулирования скорости следовало бы считать систему, у которой
а) механическая характеристика была бы параллельна оси моментов (см. кривую на рис.), что означает, что скорость вращения не зависит от момента нагрузки
б) статическая регулировочная характеристика
wх(uу) была бы линейной в диапазоне 0 <wх < w0 грв) реакция системы на скачки управляющего uу и возмущающего Мс воздействий должна быть по возможности мгновенной ( динамические качества системы должны быть высокими)
В системе с управлением ЭМП от электрического преобразователя указанная цель может быть достигнута введением отрицательной обратной связи по скорости на вход управляемого преобразователя в соответствии со структурной схемой, приведенной на рис.18.3.
Рис.18.3
Механические характеристики системы “УПП-ЭМП” с отрицательной обратной связью по скорости и П-регулятором
Представим управляющее воздействие uу на входе электрического преобразователя в виде разности
u
у= Kп(uзад - Кww1),где uзад - сигнал, пропорциональный заданному значению скорости ,
К
w - коэффициент, характеризующий глубину отрицательной обратной связи по скорости.Тогда, систему уравнений состояния можно переписать в виде
T
пр dw0/dt= - w0 - Kпр Kп Кww1 + Kпр Kп UзадT
э dM/dt = b w0- M- b w1,JS dw1/dt= M- Mc
Для установившегося режима система принимает вид
0=-
w0 - Kпр Kп Кw w 1 + Kпр Kп Uзад0 =
b w0- M- b w1,0= M- Mc
Последовательно, начиная с последнего уравнения, исключая переменные, находим выражение, определяющее статическую механическую характеристику искомой системы
После введения понятий петлевого коэффициента усиления
К
0=Kпр KпКwи заданного значения скорости
w1зад= uзад/Кw уравнение механических характеристик примет видПриводя как и ранее данное уравнение к виду
w
1 = w1х- Dw(М),получим, что
- скорость холостого хода
w1х пропорциональна сигналу задания и его значение приближается к заданному значению w1зад с ростом петлевого коэффициента усиления К0- отклонение скорости под воздействием статического момента
Dм также падает с ростом коэффициента передачи К0 в одинаковом диапазоне изменения момента, т.е. возрастает эквивалентная жесткость механических характеристик. Вводя обозначениеb
э ск=b (1+К0)получим
Dw = Мс/bэск, где bэск - жесткость механических характеристик замкнутой по скорости системы. Как видно, с ростом петлевого усиления К0 жесткость механических характеристик системы возрастает и при К0 ® Ґ b эск® Ґ .Семейство механических характеристик системы с отрицательной обратной связью по скорости, соответствующее одному заданному значению скорости
w1зад и трем различным значениям петлевого коэффициента усиления К01 <К02 <К03 представлено на рис.18.4. прямыми соответственно 1,2 и 3.Рис
.18.4Легко показать, что отрицательная обратная связь по скорости оказывает форсирующее действие на замедленные инерцией электромеханические процессы в системе. Последние, как нам уже известно, во многом определяются электромеханической постоянной времени Тм
=Jе / b, обратно пропорциональной жесткости механических характеристик b. Увеличение петлевого усиления К0 приводит к уве-личению эквивалентной жесткости механических характеристик bск и как следствие, к снижению значения электромеханической постоянной времени, в тех случаях, пока выходное напряжение управляемого преобразователя в переходных процессах не выходит на уровень ограничения.Однако беспредельное увеличение К0 с целью повышения жесткости механических характеристик при наличии электромагнитной инерции ЭМП и электрической инерции управляемого преобразователя может привести к росту колебательности переходных процессов и в конце концов к потере устойчивости системы регулирования скорости. Поэтому вопросы оптимизации контуров регулирования при достижении заданных точностных показателей и здесь является актуальными.