назад/оглавление/ вперед

3.2. Реактивный двигатель

Реактивным двигателем называется синхронный двигатель без обмотки возбуждения и без постоянных магнитов. Вращающий момент в таких двигателях возникает вследствие различия магнитных проводимостей по продольной и поперечной осям машины (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Схема, иллюстрирующая возникновение реактивного момента.

Явно выраженные полюса ротора синхронного реактивного двигателя стремятся занять такое положение, чтобы магнитное сопротивление для силовых магнитных линий было минимальным. Вследствие этого появляется тангенциальная составляющая силы fТ, которая заставляет вращаться ротор машины в направлении вращения поля и со скоростью его вращения.

Статор синхронной реактивной машины выполняется, так же как и статор обычной машины переменного тока.

Рис.3.11. Конструкции ротора

Ротор собирается из стальных листов специального профиля (рис.3.11). На его валу расположена короткозамкнутая обмотка для асинхронного пуска синхронного реактивного двигателя.

Электромагнитный момент синхронного реактивного двигателя выражается следующей зависимостью:

,

(3.2.1)

где

xd и xq - синхронные индуктивные сопротивления по продольной и поперечной осям машины.

Начальный пусковой момент у этих двигателей равен 0. Поэтому в них применяется асинхронный способ пуска, для чего используется короткозамкнутая обмотка на роторе.

Реактивные двигатели проще по конструкции, дешевле и надежнее в эксплуатации, чем обычные синхронные машины с обмоткой возбуждения на роторе.

Основные недостатки двигателей: низкий cosφ и КПД, большие размеры, малая величина максимального момента. В двигателе мощностью несколько десятков ватт КПД составляет 0,3...0,4, а мощностью до 10 ватт - менее 0,2.

Так как момент двигателя пропорционален U2, то двигатель чувствителен к колебаниям питающего напряжения.

Угловая характеристика реактивного двигателя изображена на рис. 3.12.

Рис. 3.12. Угловая характеристика реактивного двигателя

назад/оглавление/ вперед